Мне кажется подходящим написать про свое знакомство с Терри Пратчеттом именно сейчас. Тот самый момент, да.
Я ведь был олимпиадником, по физике. Готовился усердно, думал в МФТИ поступать. И этот самый МФТИ организовывал онлайн-курсы для подготовке к своим олимпиадам. Это не те онлайн-курсы, что есть сейчас, все было проще: лектор у доски, его снимает камера, а учащиеся, как впрочем и всегда на лекциях, болтают на не связанные темы. Разве что в чатике. И кто-то вдруг начал обсуждать Его книги. Пары слов мне хватило, чтобы понять насколько эти книги необычны. В частности, меня жутко заинтересовало, как можно среди всех героев любить Смерть.
Немногим позже, все провалилось. Олимпиада пронеслась, оставив лишь пустоту проигрыша (и перегар судей). МФТИ разрушил весь свой образ, показав себя изнутри. Осталась боль. И нечитанный Терри Пратчетт.
Странно было начать с Unseen Academicals. Но у меня не было желания разбираться ни в порядке чтения книг, ни в том, что он вообще писал. Настроения не было; но я ведь некогда решил, что надо. А от своих решений я не отказываюсь. Даже не очень понимая, что вообще происходит, грусти не осталось. Орангутан ее вместе с бананами забрал. И вот тогда меня уже было не остановить. Пратчетта надо было прочитать всего. Без всяких исключений.
Обратная сторона Солнца, Страта, Добрые предзнаменования, а потом и сам Плоский мир, в правильном порядке. Залпом, без остановки, каждый день, каждую ночь. Заполняя пустоту, наполняя меня всем тем, что я когда-то упустил из-за треклятых олимпиад. Радость, юмор, необычные миры, рассуждения на темы, о существовании которых я даже не знал. Мое существование началось с него. Раньше меня просто не было. Тень, шатающаяся по дорожке, выложенной для меня окружающими. Чем-то на голема похож. Заложили "физик, поступить в лучший вуз, учиться", и хорошо. Пока программа не сломалась. И за мое освобождение, я благодарен сэру Терри Пратчетту.
Я помню все места в Плоском мире. Как они выглядят, кто в них живет (имен многих не помню, уж простите. У меня плохо с именами), что происходило, что происходит, сэндвич, из которого появилась жизнь в плоскомирье. Терри Пратчетт всегда будет в моей голове. И в голове всякого, кто его книги читал. Спасибо, и пусть земля тебе будет пухом. Иди попей чаю со Смертью, он тебе будет рад…